Свяжитесь с нами

+7 812 981 68 64 


 Таможенные споры, административные и уголовные дела в области таможенного права:

+7 950 038 71 07


Налоговые споры, допросы, возврат задолженностей, договорные споры:

+7 911 185 61 91


 Споры по интелектуальной собственности, трудовые споры, договорная работа:

+7 904 339 33 98

Е-майл: info@urvib.ru

Тотальный контроль таможенной стоимости

    Давно ничто так не возмущало околотаможенный бизнес, как последние действия ФТС, связанные с реализацией установки «корректировка таможенной стоимости любой ценой». Глава ФТС Андрей Бельянинов фактически наложил табу на выпуски товаров «ниже риска», которое не коснулось разве что «белых» компаний. «Нас контролируют только через так называемый «генератор случайных чисел», - подтвердили нам в ряде крупных компаний так называемого «зелёного сектора».

Тем не менее, по свидетельству участников ВЭД, есть случаи, когда по объективным причинам в отношении товаров, уже попавших в график таможенного ведомства, профили риска не применялись. Несмотря на то, что та самая личная ответственность должностных лиц таможенных органов, на которой так настаивает таможенное руководство в своих последних документах, существовала всегда, сложно назвать неправомерными действия таможенников по принятию обоснованной и подтверждённой стоимости по цене сделки.

Однако, по словам эксперта, выпуск ниже профиля риска в ряде регионов нашей страны невозможен уже давно. Так, например, в Татарстане таможенная стоимость «ниже риска» – это практически нереальная ситуация.

Между тем, некоторым импортёрам, работающим в Северо-Западном регионе, тоже не впервой работать под тяжестью таможенного прессинга. Так, например, по свидетельству участников ВЭД, работающих в сфере импорта мясопродуктов, они уже давно живут в этих жестких условиях и борются с ними, как могут: кто-то уходит на более лояльные таможенные посты или в другие регионы, кто-то использует откровенно серые схемы, кто-то безнадёжно пытается попасть в число субъектов Приказа ФТС № 626.

Тем не менее, остаются ещё компании, которые рассчитывают на честное взаимодействие с таможенным ведомством.

По-своему развивается ситуация в южном регионе страны. Так, в Новороссийской таможне существуют свои особенности при работе должностных лиц таможенных органов с декларируемой таможенной стоимостью и, по свидетельству участников ВЭД, эти особенности в 90 % случаев носят субъективный характер. К слову, и до выхода известной телетайпограммы главы ФТС от 16 февраля 2016 года Новороссийская таможня работала с таможенной стоимостью, не обращая особого внимания на стоимостные профили риска. Например, решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости с внесением обязательного депозита инспектор мог принять вне зависимости от заявленного индекса таможенной стоимости (ИТС). Как рассказали нам участники ВЭД, работающие с этой таможней, превышение ИТС над показателем профиля на 50% или даже в два раза не могли и раньше служить гарантией того, что в отношении участника ВЭД не будет проведена дополнительная проверка. По свидетельству ряда импортёров, на решение о не проведении дополнительной проверки и выпуске без депозита влияют совсем другие факторы, под которыми подразумеваются личные договорённости, в том числе финансовые.

Вступление в силу решения ЕЭК № 139 о возможности исключения доппроверки и депозита на законных основаниях в таможне прошло незамеченным, на условиях анонимности поделился мнением с нами бизнесмен, работающий в упомянутом регионе. «Мои слова легко можно проверить, сделав анализ помещения товаров, поступающих на таможенную территорию таможенного союза через порт Новороссийск, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Участники ВЭД предпочитают переплачивать за доставку по процедуре таможенного транзита во внутренние таможенные органы, лишь бы не подавать декларацию в Новороссийскую таможню. За последние два-три года здесь остались только участники ВЭД, которым "некуда бежать": скоропорт на паромах и в контейнерах; большие контейнерные партии крупных участников ВЭД и те, кто приспособились. Легче и дешевле вывезти контейнер за 30 км от порта в зону деятельности Краснодарской таможни и подать в любой ЦЭД или т/п Краснодарской таможни, чем декларировать в Новороссийске», - рассказал наш источник.

Однако уже и ЦЭДы не спасают импортёров. «Чем до всей этой истории ЦЭД хороши были – там была возможность растаможить товар с гораздо боле низким ИТС, так как ЦЭДам это разрешали. Когда на Балтийской таможне уровень, например, 4 $ был, можно было привезти товар на Пушкинский пост и в ЦЭДе в два раза ниже податься. Но сейчас и им такую возможность прикрывают», - говорит коммерсант.

Побеседовав с десятком представителей участников ВЭД в различных регионах, мы выявили две основные тенденции. Первая – это тотальное ужесточение таможенного контроля в вопросах стоимости и повсеместная реализация запрета подач «ниже риска». Многие говорят, что даже недавние «островки безопасности» вроде Можайского поста сдают свои позиции, а импортёры экспериментируют, пытаясь уйти на таможенное оформление в Белоруссию. Вторая – это готовящееся противостояние со стороны участников ВЭД, которые намерены массово вступать в судебные тяжбы с таможнями. По словам многих юристов – экспертов в сфере ВЭД, совсем скоро суды захлестнёт волна подобных исков.

Читать полный текст статьи на ПРОВЭД