Свяжитесь с нами

+7 812 981 68 64 


 Таможенные споры, административные и уголовные дела в области таможенного права:

+7 950 038 71 07


Налоговые споры, допросы, возврат задолженностей, договорные споры:

+7 911 185 61 91


 Споры по интелектуальной собственности, трудовые споры, договорная работа:

+7 904 339 33 98

Е-майл: info@urvib.ru

Эксперимент ФТС ведет к переделу логистического рынка

    ФТС погрязла в экспериментах. Эксперименты по маркировке товаров, по таможенному аудиту, по камеральным проверкам, по внедрению порталов «Морской порт», по децентрализации таможенного оформления, по электронному декларированию товаров физическими лицами... Какие-то из них, вполне безобидные, проходят незамеченными для участников ВЭД, какие-то внедряются в повседневную практику и приносят потом пользу, какие-то ложатся дополнительным бременем, какие-то вообще приобретают перманентный статус. Есть и такие, которые способны серьезно повлиять на рынок логистики международных перевозок.

     Ровно год назад, 23 октября 2015 года, Андреем Бельяниновым было подписано распоряжение ФТС №324-р «О проведении эксперимента». Суть его – в разделении таможенных операций, связанных с принятием декларации на товары, и таможенных операций, предшествующих  ее подаче, а также таможенного контроля. Проще говоря, отделить документальный и фактический контроль, сосредоточив первый в центрах электронного декларирования (ЦЭД), а второй – на остальных таможенных постах в местах доставки товаров. Данный проект особо не обсуждался с околотаможенной общественностью, последствия его влияния на бизнес-процессы, как это обычно бывает, никто особо не просчитывал. О результатах эксперимента начальники РТУ доложат ближе к окончанию срока (февраль 2017 г.), и выводы их, без сомнения, будут в полной мере соответствовать генеральной линии, неоднократно озвученной главным ньюсмейкером ФТС Русланом Давыдовым.

     Идея, прямо скажем, не новая. В феврале 2004 года крупнейшая в стране таможня – Балтийская −  была структурно поделена на таможенные посты именно по этим функциональным признакам. Тогда новация не прижилась, и в ноябре 2008 года таможне вернули традиционный вид. Справедливости ради отметим, что тогда не было и электронного декларирования. Однако нет ничего лучше, чем хорошо забытое старое. Все помнят слезливое письмо экс-главы ФТС Андрея Бельянинова в адрес руководителей Санкт-Петербурга, где он расписывался в собственном бессилии по руководству Балтийской таможней и пытался довести идею разделения таможенного контроля. Напомним, что Балтийский ЦЭД все же удалось организовать в новом питерском порту Бронка, и лишь благодаря невероятным усилиям бизнес-сообщества и поддержке местного руководства новым руководителем ФТС Владимиром Булавиным было принято компромиссное решение: до размещения таможенного поста на площадях, принадлежащих государству, работать по-прежнему на всех постах. Правда, для ремонта имеющихся площадей нужны деньги, которых нет.  Но есть все основания предполагать, что с окончанием эксперимента таможенники приступят к новой фазе реализации проекта по централизации таможенного декларирования в ЦЭДах.

Хорошо это или плохо? В этой идее ФТС видит возможность осуществления контроля таможенного оформления, единообразия в подходах к контролю таможенной стоимости, и в СУР в целом, правоприменительной практики и т.д. Построение укрупненной вертикали упрощает администрирование таможенных операций. Да и участникам ВЭД неважно, куда подавать таможенную декларацию, при условии, конечно, что весь без исключения документооборот будет электронным. Разумеется, это пока не так. Есть некоторые документы, которые предоставляются только в бумажном виде. Можно с этим мириться, если все физические перемещения декларанта, связанные с оформлением, происходят в пределах одного населенного пункта, а если до ЦЭДа 200 верст? Это уже серьезная проблема, которую ФТС пока не решила.

Второй аспект касается складского бизнеса. Склады временного хранения  – важный элемент в международной логистике, правильный выбор СВХ и расположенного на нем таможенного поста, к сожалению, является определяющим  фактором при составлении логистических схем. Часть  ЦЭДов тоже расположены на терминалах, конкурирующих между собой, каждый из которых совсем не против того, чтобы «затащить» к себе максимально возможные экспортно-импортные объемы. Распределение декларационной нагрузки на ЦЭДах отнюдь не равномерное, что хорошо видно из представленной ниже таблицы, и борьба за клиентов может развернуться нешуточная.

cedy

Как известно, ФТС развивает свой проект в направлении одна таможня – один ЦЭД. Например, сейчас в Санкт-Петербургской таможне в рамках эксперимента к ЦЭДу «присоединены» лишь   Гатчинский и Колпинский таможенные посты. Сложно себе представить, что будет твориться с транспортной логистикой, если этот ЦЭД начнет оформлять грузы с «Северных ворот», Парголово, Янино или Шушар. Без всякого сомнения, физические объемы также начнут постепенно перемещаться на южную окраину города, и выгодоприобретателями станут вполне конкретные СВХ ООО «Тамарикс», где ныне располагается Санкт-Петербургский ЦЭД и, возможно, СВХ ОАО «СовАвто-С.Петербург», находящийся по соседству. А ведь транспортный коллапс уже пришлось переживать после ликвидации постов  в «Осиновой роще» и на «Транссфере» в недалеком 2009 году.

Одним из обоснований внедрения такой схемы ФТС называет минимизацию коррупционных моментов, дескать, исключение вербального фактора в общении между участником ВЭД и инспектором приведет к искоренению коррупции на нижнем уровне. Это типичное заблуждение маркетологов в зеленых погонах и вот почему. С внедрением в повседневную жизнь электронного декларирования изменились и схемы незаконных поощрений. Все взаимоотношения в этой части (там, где это принято) давно координируются владельцами СВХ, на площадях которого «сидит» пост. Владелец СВХ имеет деньги с клиента только за складские и часто надуманные услуги, тарифы на эти услуги устанавливаются только им, поэтому логика «больше грузов – больше денег» тут вполне уместна. Пост же в своей части на вполне законных основаниях может «попридержать» декларацию с «чужого» терминала, скажем, до следующего дня. Действуя в такой «связке», за короткий срок можно добиться вполне конкретных и ощутимых результатов. И такие эпизоды, судя по сообщениям наших читателей, становятся не редкостью. Что делать остальным складам, на которых располагаются посты, лишившиеся привилегии оформлять таможенные декларации? Платить конкурентам, что, в общем, и делается. Вот такое слияние в «экономическом экстазе». И выход здесь очевиден: ЦЭДы должны располагаться исключительно на площадях, принадлежащих государству. Задача в нынешних реалиях непростая, но вполне решаемая. Было бы желание.

ПРОВЭД