Свяжитесь с нами

+7 812 981 68 64 


 Таможенные споры, административные и уголовные дела в области таможенного права:

+7 950 038 71 07


Налоговые споры, допросы, возврат задолженностей, договорные споры:

+7 911 185 61 91


 Споры по интелектуальной собственности, трудовые споры, договорная работа:

+7 904 339 33 98

Е-майл: info@urvib.ru

ФТС объяснила ситуацию с сертификатами соответствия стран ЕАЭС

Прошел уже почти месяц с тех пор, как таможня перестала принимать при регистрации деклараций на товары сертификаты и декларации соответствия, выданные в других странах ЕАЭС. Сергей Шкляев, начальник Управления  торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС еще раз подробно ответил на вопросы ПРОВЭД о том, как так вышло и когда закончится. Мы приводим полный текст его пояснения.

«ФТС делает акцент на нормативно-правовом регулировании этого проблемного вопроса. А причина вопроса – в необходимости обеспечения безопасности ввозимого на территорию РФ товара. И, в первую очередь, мы говорим о протоколе о техническом регулировании, который является приложением к договору о создании ЕАЭС. В нем четко определено, кто имеет возможность выступать заявителем безопасности товара, ввозимого на территорию Таможенного союза. Это прописано в пункте 5, а также во втором пункте относительно уполномоченного изготовителем лица. Мы понимаем, что товары не появляются сами по себе, есть заграничный изготовитель, который потом уполномочивает кого-то на осуществление тех или иных действий по оценке безопасности ввозимой продукции на какой-либо территории. Здесь нормы права говорят, что заявителем может быть непосредственно юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии его законодательством. Дословно – с его законодательством. Если заявитель – Россия, то и соответствующий орган должен быть из России, если заявитель из Беларуси, то это Беларусь.

Отсюда и возникли эти спорные моменты относительно возможности использования документов, которые выданы заявителем, а орган располагается на территории иного государства – члена Таможенного союза. Ни в коем случае мы не подвергаем сомнению механизм и институты Единого реестра сертификатов. Но необходимо разграничивать операции с конкретным товаром. Есть операции, связанные с ввозом, есть связанные с обращением, хранением, реализацией. И ФТС отвечает исключительно за операции, связанные с ввозом на территорию Таможенного союза, и за обеспечение безопасности ввозимой продукции.

Следующий момент. Есть Единый реестр сертификатов, но нормативного акта, который определял бы возможность обращения таможенных органов непосредственно к этому реестру, нет. Нет и акта о том, посредством каких каналов связи мы можем обращаться к этому реестру, кто его будет заверять. Какими подписями – электронными или не электронными? Этот механизм нужно вырабатывать. И сегодня ФТС говорит, чтобы полноценно обеспечили доступ в рамках межведомственного электронного взаимодействия к реестру Росаккредитации. Это должно происходить в электронном виде, чтобы мы обеспечили упрощение процедур для участников ВЭД. В первую очередь, путем заявления ими только сведений в графе 44 о номере разрешительного документа, сертификата соответствия. А в дальнейшем идет обращение к электронному реестру должностными лицами таможни. Если мы говорим о том, что необходимо обеспечить соответственное обращение к Единому реестру, тогда Комиссии необходимо законодательно оформить этот механизм. Нужно пояснить каналы связи, объединить маски всех этих документов.

Объединить эти маски - не так просто. Сегодня мы имеем маски (в которых, например, код вида документа) более 17 федеральных органов власти, у нас больше 37 видов разрешительных документов. Каждый из них имеет свой код, свой номер, свою структуру, дату, имеют значение пробелы, точки. Если неправильно все это указывать в электронной декларации, то мы и ответа не получим от иного органа исполнительной власти, не визуализируем его для инспектора. Этот сложный момент нужно закрепить. ФТС в рамках соответствующих распоряжений правительства подготовила более 17 соответствующих технологических карт межведомственного взаимодействия, обеспечила интеграцию сведений с другими органами власти, согласовала с каждым из них виды этих масок. На сегодня этот механизм работает, и он направлен на облегчение действий для участников ВЭД. А с Единым реестром всего этого нет. Мы выступаем за интеграцию, но нужно разработать порядок обращения с реестром, порядок того, кто будет подтверждать юридическую силу сертификата. Вот если у вас в руках что-то взорвется, например, телефон и вам будет нанесен материальный моральный ущерб, вред здоровью – кто будет отвечать? Куда вы будете обращаться за защитой своих интересов? Сегодня вы можете обратиться к заявителю безопасности товара и возместить полученный ущерб. А если это орган иного государства, как вы туда обратитесь? Где это прописано? Вот все это нужно рассматривать в ЕЭК. ФТС не является органом, уполномоченным в области технического регулирования. Но мы обеспечиваем применение законодательства и готовы принимать участие в его совершенствовании.

Вопрос о том, когда именно будет оформлен порядок работы с Единым реестром, активно обсуждается в ЕЭК. Текущая ситуация обострила решение этого вопроса. В ближайшее время будет создана либо рабочая группа по урегулированию и разработке соответствующих решений, либо руководителями будет принято решение о дальнейшей какой-то организации работы в этом направлении. Но конкретных сроков у нас на сегодня нет».

ПРОВЭД