Свяжитесь с нами

+7 812 981 68 64 


 Таможенные споры, административные и уголовные дела в области таможенного права:

+7 950 038 71 07


Налоговые споры, допросы, возврат задолженностей, договорные споры:

+7 911 185 61 91


 Споры по интелектуальной собственности, трудовые споры, договорная работа:

+7 904 339 33 98

Е-майл: info@urvib.ru

Таможня не для всех

Реформы, проводимые ФТС, должны дойти до каждого участника ВЭД. Это вроде бы неоспоримый тезис. Что же получается на деле? ФТС говорит: вот, мы делаем то-то и то-то и вот результат, сроки оформления сокращаются, эффективность контроля растет, издержки бизнеса минимизируются. Крупный бизнес, тот что общается с ФТС на разного рода площадках, поддакивает: ситуация становится лучше, но нужно еще немного поработать. Что говорят остальные участники ВЭД? Они говорят: ребята, ау, вы в лесу, что ли, все живете? Вы на землю спуститесь и посмотрите, что творится на постах. И этот парадокс вполне объясним.

Когда пять лет назад Федеральная таможенная служба взялась за выполнение задачи по повышению позиций Российской Федерации в рейтинге Doing Business Всемирного Банка в категории «международная торговля», она явно пошла по пути наименьшего сопротивления. Нужно сократить количество документов? Уменьшить сроки совершения таможенных операций? Да не вопрос. Только давайте сразу исключим из всех контрольных показателей «рисковые поставки», они, дескать, несут угрозу государству, а это дело серьезное. Исключили, развернули масштабную деятельность и картинка «пошла». Красивые цифры, положительные тренды. Но что-то это никак не отразилось на оценках Всемирного Банка. Почему?

Как известно, рейтинг Doing Business формируется на основе опросных данных, полученных от так называемых экспертов. Личное восприятие, абсолютно не привязанное к отчетным данным ФТС. Кстати говоря, экспертами могут быть не только участники ВЭД, но и другие категории граждан, которые аббревиатуру ВЭД порой растолковать не могут. И даже если эксперты попадутся опытные и сведущие, велика ли вероятность того, что они станут хвалить работу таможни?

По данным ФТС, внешнеэкономической деятельностью у нас занимается около 80 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей. В 2016 году в совокупности они оформили 3,9 миллиона товарных партий, примерно две трети из них - импорт. Из них, на 2800 компаний, отнесенных ФТС к низкому уровню риска, пришлось 47% осуществленных поставок. А еще около 40% ФТС относит к категории товаров, «идентифицированных как рисковые поставки». Оставшаяся «неохваченная» таможенным контролем доля в 10-13% – зазор для контрабандистов и тех, кому просто повезло проскочить.    

Отсюда следует два вывода:

Во-первых, львиная доля учВЭДов – более 96%, – не входящих в «зеленый сектор», занимается, по сути, перемещением исключительно «рисковых» поставок, со всеми вытекающими отсюда «мерами контроля», с несколько иными сроками оформления и, стало быть, с иными финансовыми издержками, чем те, что представляют таможенники в отчетных таблицах.   

Во-вторых, количество, оформленных такими участниками ВЭД деклараций в среднем не превышает 20 штук в год. «В среднем» означает, что кто-то может оформить и 100 в год, а кто-то – одну-две. И компаний последней категории не так уж мало. Но это обстоятельство вовсе не относит их к «фирмам-однодневкам». Отнюдь. Просто ВЭД для них, видимо, не главный бизнес-процесс. Но. Именно такие компании, столкнувшись один раз с необходимостью импорта/экспорта товара, впадают в шоковое состояние от того, через что им предстоит пройти. Поиски партнеров, подготовка документов, вопросы стоимости, классификации, получения «разрешиловки», да просто процесс таможенной очистки – это не для слабонервных.

А теперь зададим простой вопрос. Какова вероятность того, что очередными экспертами ДБ станут не те из числа 2800, у которых и так все хорошо, а те, кто в первый и последний раз рискнул что-то привезти из-за границы либо что-то туда отправить? Да почти 100%. И уж они точно не станут слушать, что им вещает с экранов мониторов главный имиджмейкер ФТС Руслан Давыдов, а просто вспомнят свой квест под названием «Таможня» и поставят соответствующую испытанным эмоциям оценку.

Можно, конечно, и дальше считать среднюю температуру по больнице. Только в больницах тяжелобольных тоже лечат, а не делают вид, что их нет.

ПРОВЕД