Свяжитесь с нами

+7 812 981 68 64 


 Таможенные споры, административные и уголовные дела в области таможенного права:

+7 950 038 71 07


Налоговые споры, допросы, возврат задолженностей, договорные споры:

+7 911 185 61 91


 Споры по интелектуальной собственности, трудовые споры, договорная работа:

+7 904 339 33 98

Е-майл: info@urvib.ru

Таможенный контроль после выпуска товаров: почему в России не работает зарубежная практика?

    Федеральная таможенная служба России не раз предпринимала попытки идти в ногу со временем, внедряя различные технологии в практику таможенного администрирования. Не исключением стала и технология пост-таможенного контроля. Но, как говорится, «хотели как лучше, а получилось как всегда»: пост-контроль сегодня стал неудобен и неэффективен не только для участников ВЭД, но и для самих таможенников, несмотря на ежегодные отчеты о совершенствовании и рекордные  показатели.

Контроль компании после выпуска товаров называется пост-таможенным аудитом. В ходе него изучаются коммерческие бизнес-системы, договоры купли-продажи, финансовые и нефинансовые отчеты, а также запасы товаров на складах. Основная цель этих мероприятий – убедиться в том, что все требования законодательства при поставке были соблюдены, а платежи уплачены в полном объёме. Кроме того, он помогает легко оценить уровни риска и эффективнее распределить ресурсы таможенных органов. Для участников ВЭД он может стать платформой для дальнейшего получения статуса УЭО.  По рекомендациям ВТамО за пост-таможенный аудит отвечает специализированная организация при таможенном органе, которая осуществляет свои действия на основе стандартов МСФО. В ряде государств – в частности США, Канаде, странах ЕС, Японии и даже Казахстане, рекомендации аудиторов носят добровольный характер, и участник ВЭД решает самостоятельно, в какой мере стоит к ним прислушиваться.

Камень преткновения отечественного пост-контроля

Действующая в России система контроля после выпуска товаров в корне отличается от зарубежного пост-таможенного аудита, то есть это вообще разные вещи, хотя СМИ и сами таможенники часто заменяют одно другим. В России это, прежде всего, форма таможенного контроля, которую осуществляют самостоятельно сотрудники таможенных органов. Основная его цель – выявить нарушения законодательства и взыскать неуплаченные платежи в бюджет, а не формировать имидж и определять уровень риска конкретной компании, и здесь мало общего с понятием «аудит». Именно по этой причине существующий у нас контроль после выпуска – это ещё одна возможность для сбора платежей, несмотря на то, что, следуя зарубежному опыту, его обозначили одним из самых приоритетных направлений во всех стратегических таможенных документах.

ФТС не может реализовать тот пост-контроль, о котором говорят зарубежные стандарты ни методологически, ни законодательно, ни технически – для этого нужно не только перевернуть сверху донизу всю таможенную систему, но и отойти от принципа приоритета сбора таможенных платежей к упрощению процедур торговли и контролю над цепями поставок. Однако едва ли это возможно в нынешней системе с её бюрократией и коррупцией.

Вот и приходится таможенникам заявлять в Дорожной карте и различных стратегиях и концепциях курс на перенос контроля на этап после выпуска товаров и на словах заменять его пост-таможенным аудитом, а на деле консервировать старую таможенную проверку, в которой ничего не меняется.

Всё меньше средств поступает в бюджет

Вместе с тем, не справляется таможенная проверка и со своей прямой задачей – пополнением бюджета – доля фактически взысканных платежей по результатам проверок стремительно падает. Так, за 2014 и 2015 год, процент взыскания платежей составил 40% и 43% соответственно.

При этом ежегодное количество проведенных таможенных проверок остается примерно на одном уровне  - в 2014 году провели 4,2 тысячи, а в 2015 году – 4,7 тысячи. Иными словами, происходит следующее: при тех же имеющихся ресурсах, таможенники всеми доступными способами начисляют платежи, но не всегда правомерно – все чаще участникам ВЭД приходится отстаивать свои права в суде. В 2014 году количество судебных исков к таможенным органам возросло в 3,2 раза. При этом, если в 2013 году в пользу таможни было удовлетворено 49% исков, то в 2014 году уже 39%. Существует и другая проблема – Федеральная служба судебных приставов слишком долго исполняет вынесенные судом постановления. Нередко за это время фирма успевает объявить себя банкротом и закрыться,  деньги при этом взыскать уже не удаётся.

Работа на результат

Несмотря на то, что объем взысканий невелик, таможня всячески пытается доказать обратное. На официальном сайте ФТС было отмечено, что в 2015 году было проведено 4782 таможенные проверки, и 83,1% были результативные. Однако Счетная палата выявила, что ведомство показатели завышает. Дело в том, что в общее количество проведенных проверок включаются профилактические проверки, которые по определению являются результативными, и денежные средства по ним никогда не взыскиваются. Их доля при этом растет: в 2013 году она составляла 16,7%, в 2014 году уже 22,4%, в первом квартале 2015 года увеличилась до 31,3%.

Неэффективны проверки и по другой причине: исходя из рекомендаций ВТамО, таможенный пост-аудит должен осуществляться преимущественно на территориях субъекта торговли, при этом документальный контроль применяется дополнительно. Однако у наших таможенников на это нет ни сил, ни средств, а иногда и полномочий, поэтому камеральные проверки у нас в приоритете – на них приходится 57,9% от общего числа проверок и 78% всех начисленных таможенных платежей. Насколько качественно могут проводиться такие проверки – большой вопрос.

 

Читать полный текст статьи на ПРОВЭД